Я послан нести радость и смех.
Предупреждение: не смотреть фильм людям с неокрепшей и нестабильной психикой.
Начну пожалуй с того, кто такой Артур Флэк?
Мужчина средних лет, одинокий. Живет с мамой, за которой ухаживает и заботится. Работает клоуном, мечтает стать стендап комиком. Вроде на первый взгляд, относительно ничего.
Среда, в которой живет Артур:
Готэм. 1987 год. Каждый день в городе складывается по 10 тысяч тонн мусора. Глава департамента объявил впервые о чрезвычайном положении. Эта проблема касается каждого жителя, кем бы они не были, где бы они не жили. На улице вонь, мусор и крысы. Преступность растет с каждым днем.
На фоне работающего радио, Артур Флек наносит грим на лицо и со слезами на глазах, начинает растягивать свои губы в ненавистной улыбке.
Клоун пляшет с табличкой на улице, мимо проходят жители города, слышны фразы:
— Какой милый клоун.
— Отмудохайте его ребята. Этот парень слабак, говорит зачинщик нападения банды подростков.
Артур не сопротивляется. Если обратить внимание на его позу – сдаюсь, делайте что хотите, поза эмбриона – включаются защиты регресса. В утробе матери безопасно и тепло. Выученную беспомощность мы видим невооруженным глазом.
Как вы думаете, что станет с человеком, когда вокруг него сплошь агрессивная среда? Когда практически каждый мимо проходящий видит в нем никчемного, ничего незначащего мелкого человека? Где каждый своим долгом считает указать на тот факт, что этим человеком можно ноги вытирать…
Самое интересное, это то, что именно так видит окружающий мир Артур. Агрессивный, жестокий мир.
Динамика жертва – агрессор. Артур жертва. Общество со всеми людьми – агрессор. Жертва самая сильная фигура в треугольнике.
Артур глубоко несчастный и травмированный человек. Я бы отметила клиническую форму депрессии, психотический уровень организации личности под?, подавленность, сильная фрустрация в ситуациях давления, что в результате приводят к повышенному тремору конечностей и истерическому смеху, что затем в результате всего апогея выливается в психоз.
По фильму предполагаю, мы видим внутреннюю психическую реальность героя. По большому счету – Готэм и все его персонажи – части психики Артура. Мусор, насильники, преследователи, его внутренний мир полон жестокости. Крысы – частый элемент сильнейшего отщепления личности.
Основная психологическая защита героя по фильму – уход в фантазирование, ибо это было единственным возможным спасительным решением в его детстве, которое сплошь было пропитано физическим и психологическим насилием.
Очень много сцен, где Артур обладает и повышенным вниманием со стороны других лиц (фантазия о приглашении на ток шоу, где его приглашают на сцену), фантазии о девушке соседке по этажу, что она его поддерживает и не только.
Сумерки города, тяжелая музыка передает бессилие и глубокую усталость героя. Обратите внимание, как он устало и тяжело ступает вверх по ступеням.
Пустовой почтовый ящик.
– Радость! Ты проверил почту?
Вы не ослышались, Артура мать называет Радостью. Совпадение? Нет. Что же мы видим? Приходя с работы Артур ухаживает за матерью, вы скажете – вполне себе нормально. Но не торопитесь. Выглядит ли мать Артура больной женщиной? Наврядли. Она даже умеет танцевать, как оказывается впоследствии.
Совместные просмотры программы теле шоу с ведущим, которого знала много лет мать Артура. Томас Уэйн – тот, который спасет город, легенда, которую придумала больная женщина.
Мы видим фантазию главного героя, где он видит себя в качестве участника шоу, где его замечает великий ведущий и кумир. Обратите внимание, как он встает, ни капли стеснения, ни капли неуверенности в себе.
— Я был единственным мужчиной в доме, сколько себя помню, рассказывает Артур.
— Я забочусь о маме! – гордо говорит он.
Когда сын становится единственным мужчиной в доме с момента ухода отца из семьи, ребенок довольно часто перенимает роль психологического мужа для матери, он теряет свое состояние – я ребенок, я сын.
Как думаете, с каким багажом вырастает будущий мужчина? Когда мать вовлекает ребенка в такие отношения?
— Сколько самопожертвования! Значит она тебя любит!
— Очень! Артур гордится этим. Это единственное,что у него есть.
— Она всегда говорит мне: “Улыбайся и делай счастливое лицо!”.
— “Я послан нести радость и смех!”.
Зал охает, ведущий фыркает, но приглашает Артура на сцену.
— Спасибо тебе. Ты меня порадовал, говорит Мюррей. Свет, шоу, зрители. Я бы все это отдал, чтобы иметь такого сына как ты.
Мечта Артура – иметь отца, чувствовать,что он важен, ценен, необходим. Именно об этом мечтает каждый ребенок, каждый выросший и ставший взрослым, мужчина или женщина, которые имеют опыт оставления отцом или матерью. Я хочу, чтобы ты любил меня, папа.
Вспоминая конец фильма, мы видим, насколько болезненным и сильно травматичным было детство Артура.
— Пациентка страдает от параноидального психоза и нарциссического расстройства личности, – такой диагноз был поставлен Пенни Флэк, женщине, которая усыновила его.
— Ты стояла и смотрела, как ухажер избивает твоего приемного сына, который избивал и тебя.
— Пенни, твой сын был найден, привязанный к радиатору, голодный с множеством синяков по всему телу, и сильной травмы головы.
— Он никогда не плакал. Он всегда был веселым и радостным, вспоминает Пенни.
Как жить человеку, у которого внутренний мир настолько жесток, что он направляет всю свою ненависть и ярость сначала на самого себя?
Артур просит о помощи, буквально кричит об этом через свой дневник, в котором мы видим записи о суицидальных мыслях.
Кабинет социального работника
Мы видим приступ истерического смеха, не от удовольствия, а из глубокого страдания. Ведь только так можно выражать все, что внутри накопилось. Смех на грани рыдания. Одновременно это и форма защиты, и разрядки.
— Дело во мне? Или весь мир сходит с ума?
— Тяжелые времена. Люди на самом деле на взводе.
Смех, качает головой. Будто, эта фраза дала понимание и объяснение тому, что происходит, и дело не в нем. Но видя реакцию Артура, мы понимаем, что он не верит! Хотя, есть проблемы и у героя, и то, что происходит в мире, это факт.
— Вы ведете свой дневник? Да, мем. Обратите внимание, как он отвечает. С одной стороны как послушный, маленький мальчик.
— Вы принесли его? В прошлый раз я просила приносить дневник на наши встречи.
Крупным планом показывают, что в этот момент происходит с Артуром. Он нервничает, тело сотрясает, ноги и руки ходят ходуном. Приступ проходит.
— Это не только мой дневник. Я в него записываю жуткие, забавные мысли или наблюдения. Я же говорил, что хочу быть стендап комиком.
— Не говорили. Рисунки Артура мрачные, тяжелые. Исчёрканные карикатуры.
– Нет, говорил.
“Надеюсь, моя смерть принесет больше смыслов, чем моя жизнь”…Смех Артура и смущение.
— Что вы думаете о наших встречах? Вам помогают наши разговоры?
— Когда я был заперт в больнице, было лучше.
— Вы думали о том, почему вы были заперты? Что вы думаете о наших встречах? Вам помогают наши разговоры?
— Когда я был заперт в больнице, было лучше.
— Вы думали о том, почему вы были заперты?
Нам показывают сцену, где Артур в запертой больничной палате стучит головой о стекло.
— Кто знает?! Вы не попросите доктора увеличить мне количество лекарств?
— Артур. У вас итак уже 7 препаратов. Наверняка от них должна быть польза. ( На мой сугубо личный взгляд – без коррекции и отметки улучшения или ухудшения состояния, данный специалист расписалась в своем непрофессионализме).
— Мне постоянно плохо.
Как мы видим, разговоры ему не помогают. Соцработник умывает руки, но это трансляция опыта Артура. Он воспринимает ее, как преследующую фигуру, она для него плохая, никчемная и не в состоянии помочь, и это та часть Артура, которая отщеплена и перенесена на соцработника.
Но снова напомню, это относится к его психической реальности. Он и сам не верит, что кто-то сможет ему помочь.
Ванная комната. Артур моет свою мать. Сцена неприятная. Для меня здесь – попахивает инцестуозными психологическими отношениями. Речь не про прямые контакты, а о символическом смещении позиций. Вовлечение. Речь снова заходит про письма, Артур не понимает их значения для его матери, почему она ждет их от Томаса Уэйна.
— Мам, не беспокойся о деньгах и обо мне. Все говорят, что я готов выступать в больших клубах.
— С чего ты взял, что у тебя получится?
Вам может показаться, что вопрос совершенно нормальный. Мать беспокоится и спрашивает. Но женщина не понимает, что с помощью такой постановки вопроса попадает в самое ядро его никчемности, его плохости и умело управляет при помощи стыда. Она обесценивает его.
— В смысле? Браво Артур. Потрясающий вопрос, который обезоруживает оценщика, который использует манипуляцию.
— Но ведь, комик должен быть смешным…Здесь могу сказать, что мать расписалась во всех своих грехах перед Артуром.
Чем опасна подавляемая агрессия? Чем опасно постоянное обесценивание? Чем опасно постоянно вонзать острые иглы в самое сердце?
На деле же Артур искренне пытается понравиться другим людям. Он хочет быть принимаемым. Он пытается подражать другим – наблюдает и смотрит реакции людей, которые посещают стендапы. Он пытается собой заинтересовать. Единственное, что он умеет делать, как говорила приемная мать:
— “Улыбайся и делай счастливое лицо!”
Как думаете, насколько естественная была для Артура улыбка и состояние радости? Она ему не приносит счастья, а причиняет только одни страдания и душевную боль.
Разве можно улыбаться, когда тебя отчитывают? Или когда тебя избивают? Что скрывается за улыбкой? Гнев, стыд, слезы тщетности.
В автобусе маленький мальчик смотрит на него, Артур начинает гримасничать, как клоун. Мальчику весело. И видно,что это искренне со стороны Артура. На что мать решила, что это он первый пристает к ребенку.
— Не приставайте к моему сыну. Прекратите.
— Но я не приставал, начинает оправдываться Артур.
Обратите внимание, что с ним начинает происходить. Ему становится невыносимо стыдно. Как он посмел. Это невыносимо. Тут же начинается приступ смеха, как форма защиты. Дикий смех во весь голос. Ему стыдно, он пытается прикрыть рот рукой, но ничего не получается.
— Вы думаете это смешно? Женщина не понимает, что с ним происходит.
Артур кивает головой в ответ, что нет. Но остановить приступ истеричного смеха он не может.
— Простите, у меня …и протягивает карточку:
“Простите меня за боль.У меня есть особенность. Подробнее на обороте:
” Это заболевание, вызывающее внезапный, частый и неконтролируемый смех, который не соответствует тому, что чувствует человек. Это может произойти у людей с травмой или определенным неврологическим состоянием. Спасибо. Пожалуйста, верните карточку.”
Что же делать? Как вырваться из этого ада? Самое простое, где находят решение люди – выразить агрессию. Но агрессия не равно агрессивность.
— Держи, это тебе. Ты должен защищать себя! Протягивая пакет с пистолетом, говорит ему его коллега по цеху.
— Мне запрещено носить оружие!, отвечает Артур.
— Не ссы, вернешь должок в другой раз.
— На тебя снова жалоба. Меня это уже достало. Он говорит, ты просто исчез и не вернул плакат.
— Потому что на меня напали. Вы не слышали?
— Это бред. Верни ему плакат.
— Зачем мне красть плакат?
— Если ты не вернешь плакат, мне придется вычесть его из твоей зарплаты. Для Артура это звучит как угроза, играет напряженная музыка. Посмотрите на лицо героя – улыбка на лице начинает нервно дергаться.
— И вот что я скажу, другим парням не очень комфортно с тобой Артур. Напряжение в лице Артура. Застывшая улыбка, в этот момент естественно срабатывают защитные механизмы, которые помогут не чувствовать свою плохость и никчемность.
Артур, как вы могли уже заметить в большинстве ситуаций, которые с ним происходят, выбирает всегда только одну стратегию и модель поведения – уйти в себя, замереть, т к происходит сильная фрустрация, а ему необходимо как-то выжить. Он не защищает себя, ему этого делать нельзя. Если начнет – то будет гораздо хуже, и он это помнит на бессознательном уровне. Но что делать с подавленной злостью и агрессией, которая уже начинает прорываться наружу? И видим это в моменте, где он бьет мусорные баки. Обратите внимание на его позу – беспомощно обнял свои колени. Он жертва. Он испытывает невероятную жалость к себе. Смею предположить, что это также относится и к его наследию, которое он перенял – от матери. Мать жалея себя, сама того не замечает, транслирует свою жалость ребенку. Ребенок из лояльности к родителю, чтобы облегчить его страдания, фантазирует о том, что мама сможет тогда его увидеть, заметить и полюбит вновь, если он сможет забрать эту боль у нее. И принимает решения всегда быть нужным, значимым для нее. Но этого не произойдет, к сожалению, уже никогда. В надежде быть хорошим сыном, он начинает становиться и заменять мужа для матери,
Так происходит очень часто. Нарушается привязанность. Ребенок получает травму.
Довольно интересный момент связан с тем, что когда Артур в трансформации Джокера перестает испытывать приступообразный истеричный смех. Напомню, что смех вызывал спазмы в глотке, невозможно было ни закурить, ни сделать глоток воздуха, его душил собственный подавленный гнев. Возникало это всегда в ситуациях давления.
«В психическом заболевании хуже всего то, что все хотят, чтобы ты себя вёл так, будто его нет».
Подземка. Артур наблюдает за ситуацией, когда несколько парней начинают приставать к девушке.
— Хочешь картошку? Нет.
— Че ты игнорируешь его, он же с тобой вежливо обращается?! Когда насилие обволакивают в форму оказания внимания.
Парень продолжает кидать в девушку картошку. Им это весело.
У Артура снова срабатывает его истерический смех в ситуации опасности и напряжения. Девушка воспользовалась и смогла уйти в другой вагон. Парни переключились на него. По сути перед нами динамика жертва-агрессор. Мы снова видим беспомощного Артура, который только и может как защищаться смехом. Снова повторение ситуации нападения. Снова избиения. Но тут гнев прорывается наружу. Выстрел первый. Второй. Смена ролей. Тот, кто был агрессором становится жертвой. Кто был жертвой – агрессором. Хорошо, если человек замечает свои перемещения по треугольнику. Гораздо опаснее, когда нет. Артур продолжает преследовать свою жертву, и убивает ее.
Все убийства Джокера – своего рода разрядка от накопившейся, убивающей его ярости и ненависти. Если в начале он зажат и скован, то потом видим его пластичность и гибкость. Те лица, которых он убивал – так или иначе напоминали ему о неком прошлом, о котором он не хотел помнить, это как островки привязанности.
Самое интересное еще в фильме, на мой взгляд – это трансформация героя на лестнице. В начале фильма мы видим сумерки, мрачную лестницу, по которой еле волочит ноги Артур. После трансформации в Джокера – все происходит наоборот, чем ниже он спустился в своих деяниях, в проявлениях, тем более настоящим становился. Чем выше он пытался забраться и покорить, доказать, что он чего-то стоит, понравится всем, тем тяжелее и сильнее его это убивало. Также происходит по большому счету с каждым человеком, который пытается следовать социально одобряемому образу.
Возможно помните, я часто употребляю фразу – узнать своих Демонов. У каждого из нас может быть свой Джокер.
— Радость.
— Я не знал радости всю свою гребаную жизнь.
— Знаешь, что смешит меня. Я думал, моя жизнь трагедия.
— Теперь я понимаю – это гребаная комедия.
— Что ты получишь, если будешь продолжать игнорировать психически больного человека? То, что ты заслуживаешь.