Иначе говоря – невроз. Хоть многие и ругаются , утверждая, что это устарелое, не отвечает современности, но заменить иным определением довольно сложно.
Неприятие ситуации, непонимание мотивов и причин поведения влечет за собой обиды, злость или протесты, возмущение, гнев и прочие проявления внутренней агрессии, которые всегда
неконструктивны, и наносят вред не только нам самим, но и окружающим.
Поговорим мы с вами на тему – внутренние конфликты невротического уровня личности.
Невроз также может «маскироваться» под трудоголизм с ярко выраженной гипер
ответственностью или наоборот, проявлять себя в различных формах отстранения от социального взаимодействия.
В основе невроза всегда лежит конфликт между инстинктивными влечениями и психологической защитой личности.
В психотерапии принято считать, что любые неврозы – это результат драматического столкновения личности определенного склада с конкретной травмирующей психику ситуацией, которая, как правило, воздействует на личность в течение длительного времени. В современной классификации психических расстройств термин «невроз» заменен на «невротическое расстройство».
Невротическая личность
- Свойственны разнообразные страхи: страх ошибки, отвержения, неудачи, осуждения, сближения с людьми.
- Боится демонстрировать свои эмоции, открыто радоваться, сделать что-нибудь не так, иметь близкие отношения, меняться и просто жить.
- Запрограммирован на неудачу – он подсознательно всячески стремится испортить свой успех,
- он с трудом достигает целей, легко отвлекается, прокрастинирует, поддается внушениям и манипуляциям.
- Отношения невротика с людьми имеют специфический характер. Партнеров он ищет по принципу компенсации того, чего недополучил от родителей.
- Он не доверяет людям, опасается сближения и часто испытывает враждебность к окружающим.
- Он отрицает свою агрессивность, однако агрессивность накапливается внутри и затем проецируется на других людей.
- Можно сказать, что невротик оценивает людей через призму своих потребностей, при этом часто видит в других то, что отказывается видеть в себе.
- Основной характеристикой невротика является наличие интрапсихического (внутриличностного) конфликта.
- Зависимость от оценки окружающих.
- Чувство неполноценности и его подавление.
- Сексуальная компенсация своей недостаточности.
- Тревожность.
- Отношение к делу: инфантильность, неспособность к целенаправленной деятельности или наоборот трудоголизм как выражение гиперсоциальности, которая снимает тревожность.
Компоненты внутренних конфликтов
- Родительские предписания.
- Запреты на радость, удовольствие.
- Дефицитарное состояние.
- Подавленные и вытесненные потребности.
- Незавершенные отношения.
- Конфликт, вызванный влиянием как внутренней, так и внешней среды или обеих одновременно.
Отличия невротической личности от не невротической в ситуации, которая требует решения, состоят в том, что:
- здоровая личность принимает решение, делает выбор и
разрешает конфликт; - невротичная личность не осознает наличия конфликта, а
содержание проблемы вытесняет.
Поглощенный конфликтом в рамках значимых отношений человек мучается от внутренних противоречий, но не может принять решения. Это способствует образованию симптома в
виде негативных эмоций и патологической фиксации на переживаниях. Данный симптом помогает адаптироваться к реальности, но не решает проблему.
- Конфликты, спровоцированные внешней средой, это конфликты межличностных отношений, проявляющиеся в противостоянии окружающему миру.
- Внутренний конфликт возникает в том случае, когда детские установки, заложенные родителями, начинают вступать в противоречие с реальностью, потребностями и желаниями личности.
Конфликтующие части личности условно называем «хочу» и «надо», подразумевая под ними конфликт между бессознательным и Супер-Эго. В бессознательном содержатся желания, влечения, архетипы, фантазии, программы роста и развития, инстинкты и комплексы. В то
время как Супер-Эго – это совесть, общественная и семейная мораль, установки, данные родителями и значимыми людьми.
Личность с внутренним конфликтом между «хочу» и «нельзя», отказывается от истинных чувств и желаний, чтобы, чаще всего, соответствовать ожиданиям окружающих.
Родители и значимые взрослые передают ребенку послания (директивы, драйвера), определяющие стратегии совладания с трудностями, образцы реагирования, поведенческие
стандарты, морально-нравственные ориентиры и ценности, формирующие жизненный сценарий.
Родительские послания по М. Гулдинг и Р. Гулдинг
- Не будь самим собой (соответствуй моим ожиданиям)
- Не будь ребенком (освободи меня от роли родителя, стать мне родителем)
- Не вырастай (продли мое родительство, оставайся маленьким. Девочкам – не будь привлекательной. Мальчикам – не будь сильным и уверенным.)
- Не будь успешным (подними мою значимости за счет твоей ущербности – Быть успешным трудно, опасно, страшно.)
- Ничего не делай (дай мне возможность самоутвердиться за твой счет – Ничего не делай, я все сделаю сама.)
- Не будь первым ( не показывай мне, что я не успешен сам – Не высовывайся, Зачем тебе это нужно.)
- Не принадлежи себе ( дети как буфер от внешнего мира – изоляция.)
- Не будь близким (не доверяй) (не требуй от меня больше, чем я могу дать. Я не умею быть родителем, поэтому не будь эмоционально близким.)
- Не будь здоровым
- Не думай ( не думай о ком-то, не думай о себе, не думай о своих радостях и проблемах, – думай о моих проблемах.)
- Не чувствуй (не будь собой – будь мной, не доверяй себе. ориентация на мамины чувства.)
- Не живи (твоя жизнь нанесла ущерб моей жизни, уйди. Исчезни.)
Довольно часто из родительских посланий, выстраивается цепочка установок, которая как некая связка, закрепилась в нашем бессознательном, на основании пережитого и полученного ранее опыта. Вырастая, к сожалению, это никуда не уходит, продолжая влиять на жизнь и состояние человека.
Обнаружить связку можно по часто употребляемому словосочетанию:
- “Если…, то…”
- Где первая часть обозначает сознательное желание, вторая часть отражает подсознательную причину это не иметь.
Конфликт отношения к родителям проявляется, с одной стороны, в чувстве обиды и негодования, а с другой, в психологической зависимости от родителей, что приводит в действие такой защитный механизм как вытеснение. Цель вытеснения – подавить негативные чувства к родителям, чтобы выжить и уцелеть в отношениях с ними. Такая стратегия поведения закрепляется, и, по мере взросления, проявляется уже во взаимоотношениях со всеми людьми.
Типы внутренних убеждений
Убеждения, которые были заложены в детстве, оказывают самое сильное влияние. По причине того, что неразрывно связаны напрямую с нашей личностью.
- Я ни на что не способна
- Я не справлюсь
- Я ленивая
- Я недостаточно стараюсь
- У меня не получится
- Все, за чтобы не брался, не получается
- Что ты плачешь, как маленький?
- Мальчики не плачут. Мальчики должны быть сильными.
- Перестать реветь, плачут только слабаки.
- Вытри слезы, в нашей семье все сильные. Никто нюни не распускает.
- Горе ты мое. От тебя одни беды.
- Давай быстрее. Специально ты что ли это делаешь?
- Вот как тете Свете повезло с ребенком. не то, что мне.
- Вот уж родился. Ни тебе успехов в учебе, ни в спорте. Что из тебя вырастет?
Убеждения, которые мы получаем, находясь непосредственно в контакте с окружающими людьми. Здесь происходит сравнение себя с другими, и главное – не в свою пользу. Начиная оценку себя, человек переходит к уценке себя,своих черт личности, своих достижений и всего опыта. Иначе говоря -обесценивает.
- У меня никогда это не получится. У меня нет таких данных, навыков. Не смогу добиться цели.
Убеждения, которые формируются из непонимания, что у каждого человека существует своя картина мира, отличная от нашей.
Есть реальность, а есть представление о реальности, которая часто искажена. Могут быть убеждения касаемо того, что близкий человек должен хотеть тоже, что и мы. Интересоваться тем же, что и мы. Идти к нашим целям, вместо своих, т к этого хочу я. Сталкиваясь с этим, с нежеланием следовать нашим целям, личность сталкивается с отвержением и считает, что происходит ее обесценивание.
Здесь важно признать – все люди разные. Другой человек имеет право не следовать нашим представлениям, нашим целям.
- Второе образование в 40 лет? Да уже поздно мне учиться.
- Открыть свое дело? Мне еще рано.
О том, как мы работаем с помощью эмоционально-образной терапии в трансформации убеждений и предписаний, какие сложности и подводные камни присутствуют я расскажу в следующей статье.