Созависимые послания / Здоровые послания
Ты упрямый. / Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо.
Ты должен быть идеальным. / Ты можешь ошибаться.
Поторопись. / Можешь не спешить.
Ты должен приспосабливаться к другим. / Можешь думать о чем хочешь.
Приложи все силы. / Ты можешь это сделать.
Ты должен быть сильным. / Ты можешь чувствовать и иметь потребности.
Ты — особенный. / Ты можешь быть самим собой.
Работай упорно. / Ты можешь играть и развлекаться.
Ты в замешательстве. / Ты можешь думать и чувствовать одновременно.
Ты бестолковый. / Ты можешь думать и быть эффективным.
Не будь таким эгоистичным. / Ты можешь быть непринужденным.
Ты тупой. / Ты можешь быть творческим человеком.
Ты больной или сумасшедший. / Ты можешь быть хорошим.
Всегда будь правильным. / Ты можешь признать, что неправ.
Ты не должен доверять другим. / Ты можешь доверять другим.
Будь осторожен. / Ты можешь расслабиться и не думать сейчас.
Тебе нужно быть зависимым, / Ты можешь быть независимым и любимым.
чтобы быть любимым.
Почему так происходит?
Критическим моментом на ранних стадиях развития является степень завершение матерью и отцом своих собственных задач соединения и отделения. Большинство из нас воспитаны родителями, которые сами не завершили процесс связи и/или разделения со своими матерью и отцом. В результате они не смогли обеспечить нас поддержкой, информацией и навыками, необходимыми для своевременного завершения этой важной стадии развития.
В результате по меньшей мере 98% населения проявляют симптомы созависимости. Родители, которые так и не завершили свой собственный процесс отделения, боятся как близости, так и психологической отделенности.
Они боятся, что более тесная близость, чем они хотели бы, может привести к тому, что ребенок поглотит их полностью и они потеряют свое не очень прочное чувство отделенности. С другой стороны, у них может возникнуть страх отделения, когда ребенок отрывается от них, чтобы стать отдельной, автономной личностью. И то, и другое очень часто случается в отношениях между родителями и ребенком. Эти два конфликтующих между собой противоречия, необходимость и страх, являются причиной того, что родители транслируют своим детям противоречивые послания, которые часто мешают нормальному процессу их развития.
Конфликтующие части личности 3. Фрейд условно называет «хочу» и «надо», подразумевая под ними конфликт между бессознательным Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я).
-
- Ид определяется как желания, влечения, архетипы, фантазии, биологические программы роста и развития, инстинкты и комплексы.
-
- Супер-Эго – это совесть, общественная и семейная мораль, установки, данные родителями и значимыми людьми. Без них невозможно образование и сохранение любого общества, мы подчиняемся им в процессе воспитания, впитывая чужие установки, которые становятся нашими собственными, и следуем им без напоминаний, передавая своим детям.
-
- Существует так же Эго (Я), сознательная область, которая является у невротического человека лишь ареной конфликта, в то время как у здорового человека Эго способно активно этот конфликт разрешить.
Многие люди живут с внутренним конфликтом между «хочу/ Ид»и «нельзя/Супер Эго», отказываясь от истинных чувств и желаний, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Именно базальная тревога и ощущение небезопасности заставляют жестко следовать
определенным стремлениям.
Супер Эго хвалит нас за усилия и критикует, когда мы не соответствуем собственным стандартам.
Это часть Я, хотя она ощущается как отдельный внутренний голос.
Супер Эго формируется во время эдиповой фазы (5-6 лет) через идентификацию с родительскими ценностями.
Итак, СУПЕР ЭГО давит, критикует, запугивает, карает, преследует очень сильно.
Отсюда темы – перфекционизм, внутренний критик, нельзя ошибаться, стремление к идеалу, кстати говоря, ложному, иллюзорному.
Вытесненные в ИД желания, импульсы, хотелки и хочушки.
Ид – содержит примитивные влечения, импульсы, до рациональные стремления, комбинации желание – страх и фантазии.
Эта часть ищет сиеминутного вознаграждения и полностью эгоистична. Действует в соответствии с принципом удовольствия.
Прослойка ЭГО на рисунке приличная я бы сказала, но в жизни она занимает меньше места. И основной упор на увеличение его, на расширение границ Я – хочу и могу, брать – давать, формирование границ, укрепление самоценности.
Умышленно и сознательно избегаю формулировки самооценка.
Для меня про сам себя оценил, чаще всего не объективно, навесил на себя невесть чего и сам в это поверил, когда с реальностью это не соотносится вообще никак.
А раз происходит ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ, то во взаимоотношениях может происходить УЦЕНКА ЛИЧНОСТИ.
Наша же задача в терапии, укрепить Эго (Я).
Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но быстрее всего это происходит в детстве, начиная с раннего младенчества.
Эго работает в соответствии с принципом реальности.
Эго посредничает между требованиями Ид и ограничениями реальности и морали.
Защитные механизмы Эго приспособлены к нашим конкретным условиям детства, но могут оказаться полностью дезадаптивными позже во взрослом состоянии.
Более подробно я описываю механизмы как работает Эго, Ид, супер Эго в платном канале Шапку надень.
Видео обзор проекта Шапку надень
Тг канал Бережная психология