Границы начинают формироваться еще во время беременности. Фрейд назвал беременную женщину “массой из двоих”, обозначив отношения ребенка с матерью, как прототип всех последующих отношений человека с миром. Там нет границ между мамой и ребенком, они взаимопроникают друг в друга.
Качество диадических отношений, всего этого периода, будет влиять на способность к сепарации, на способность к индивидуации, на способность к построению своей личности.
Каким образом я буду выстраивать отношения с другими значимыми людьми?
Особенности диадических отношений рассматриваются как определяющие развитие различных психосоматических и психических нарушений и используются в психотерапии и психологическом консультировании в диагностических, коррекционных и терапевтических целях.
- Диадические отношения – отношения в паре, например, “мать-ребенок”. Основу таких отношений составляют социальные ожидания, которым должно соответствовать поведение каждого члена пары; только при этом условии диада функционирует нормально. Диада рассматривается как группа из двух человек.
- В «системе мать-дитя», в которой мать и ребенок не являются самостоятельными субъектами, а являются членами единой системы.
- Для ребенка окружающая среда сводится к матери (или лицу, ее заменяющему), мать и ребенок образуют «закрытую систему», состоящую из двух элементов.
- Ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя тоже) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью. Постепенно у ребенка формируется восприятие себя, матери и других объектов внешнего мира как отделенных друг от друга, имеющих самостоятельный физический статус и независимое существование.
От взаимодействия с собственной матерью, у девочки, которая сама будет потом мамой уже формируется:
- ценность ребенка,
- ценность материнства,
- стиль эмоционального сопровождения,
- качество привязанности,
- база для развития эмпатии и сопереживания,
- тактильный, визуальный контакт,
- который она в дальнейшем будет использовать, вспоминая свой собственный опыт по отношению к своему ребенку.
Через игровую деятельность отрабатываются многие навыки, безусловно повторяя то, что происходит в отношениях с мамой. Как играют дети – это копирование того, что происходит внутри семьи. Сначала это происходит с игрушками, затем со сверстниками.
Отец в начале становится продолжением матери, а не отдельной фигурой. Он дублирует и расширяет материнские функции (уход, забота, удовлетворение физических и психических потребностей ребенка, защита и поддержка, эмоционально-личностное общение и т.п.).
Затем отец выполняет весьма важную роль: способствует сепарации матери и ребенка в диаде. Отец, взаимодействуя с матерью и ребенком как самостоятельными субъектами, помогает им обрести этот статус. При этом он является «внешним» по отношению к диаде (как системе) объектом.
Задачи, которые возникают во время беременности
- связаны с повторением сепарации и индивидуации,
- женщина может заново переживать свое единение с матерью, тк по сути она идентифицируется с ней. И здесь важны следующие моменты:
- на сколько женщина свою мать принимает?
- или не принимает вовсе?
- наличие или отсутствие конфликтов с матерью.
- обострение кризиса на фоне таких состояний, как:
- не хочу быть такой как она,
- я боюсь, могу испортить свою и ребенка жизнь.
- это вызывает напряжение и сложности в принятии на себя материнской роли, потому что она все равно столкнется с обнаружением внутри себя тех качеств, которые не принимает в матери.
Важно увидеть – да, во мне есть черты моей мамы. Я могу это осознавать, замечать. Но в моих силах решение – как проявлять или не проявлять те качества.
Двойственность и амбивалентность беременности может актуализировать различные конфликты, связанные с тем, что происходило во взаимоотношениях с собственной матерью.
- На сколько позитивными были отношения?
- Если был негатив, который женщина чувствовала со стороны мамы, то она может начать испытывать негатив по отношению к своему собственному ребенку, повторяя негативное состояние своей матери.
На формирование границ ребенка внутри семьи оказывает влияние и то, как ощущает себя мать по отношению к ребенку.
Иногда присутствует представление у женщины – я имею власть над тобой. Когда рождение ребенка направлено на выправление собственной значимости и это не является собственным осознанным и ответственным решением. В результате такого отношения, после рождения ребенка, женщина может чувствовать в собственном ребенке соперника. Тогда границы с большей долей вероятности будут достаточно жесткими и ригидными, будет много “нельзя” присутствовать в воспитании ребенка. Параллельно на ребенка будут проецироваться и переносится свои личностные тревоги, страхи и ожидания, нереализованные собственные мечты.
Откуда берет истоки эмоциональная зависимость?
В основе созависимости лежит Эмоциональная Зависимость от другого значимого человека. Это довольно сложный процесс, с которым я довольно часто сталкиваюсь в своей работе.
Чаще всего эмоциональная зависимость относится к одному из родителей, и довольно часто этой фигурой является Мама. Даже если на сознательном уровне есть ощущение, что отношения завершены, то внутри, неосознанно часто присутствуют обиды, ожидания по отношению к родителю.
Во взаимоотношениях с партнером очень часто воспроизводится этот опыт. На партнера переносится некий образ, который наполнен ожиданиями. И если рассмотреть эти ожидания, можно увидеть, что они направлены не к своему партнеру, а к своему родителю – те требования и потребности, которые хочется закрыть благодаря отношениям.
Вспоминаю один случай в моей терапии, где терапевт мне предложила посмотреть, осталось ли что у меня. И я была очень удивлена тому, что эмоциональная связка еще присутствовала в моей жизни. Все еще оставались неосознанные ожидания у меня.
Одним из интересных явлений Эмоциональной Зависимости является то, что мы думаем будто это нас удерживают, но этот процесс параллельный.
Мы так же удерживаем объект своей созависимости.
Традиционно считается, что созависимость в семье понимается как зависимость супруга, детей или родителей от члена семьи, который пристрастился к наркотикам или алкоголю. Но это химическая созависимость и зависимость.
В широком смысле слова, созависимость – это эмоциональная зависимость одного человека от значимого для него другого.
Можем ли мы избежать эмоциональной зависимости? Да и нет. Один из наших базовых внутренних конфликтов – стремление к индивидуальности и зависимости.
Для того, чтобы не попадать в зависимость от значимого другого, важно, чтобы оставалось достаточно места для удовлетворения собственных потребностей, для достижения собственных целей, индивидуального роста, что способствует жизнеспособности.
В отношениях созависимых – пространства для свободного развития практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена Другим. И человек перестает жить своей жизнью. Созависимый перестает различать собственные потребности и цели от целей и потребностей другого. У него нет собственного развития: его мысли, чувства, поступки, способы взаимодействия и решения двигаются по замкнутому кругу, циклично и неотвратимо возвращая человека к повторению одних и тех же ошибок, проблем и неудач.
Продолжение следует…
Источник: Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях