Мы в отличие от млекопитающих, рождаемся абсолютно беспомощными.
Привязанность – это основа нашего физического выживания, прогресса в развитии и эмоционального благополучия.
Привязанность существуют между родителями и детьми, супругами, между братьями и сестрами, сослуживцами, спортсменами в командных видах спорта.
Так же, привязанность существует между терапевтом и клиентом.
Мы рождаемся невероятно незрелыми существами. Из-за чего? Из-за того, что у нас очень большой мозг. И для того, чтобы была физическая возможность родиться, пройти через родильный канал, эмбрион должен рождаться еще недоразвитым. Именно поэтому значительный процент развития и рост происходит уже после рождения. Если вспомнить других животных – у них есть массивная челюсть, клыки. У нас же всего этого нет, но у нас есть большой мозг, и у нас есть мы.
Мы – гиперсоциальный вид.
Эволюция сформировала нас не только физиологически, но и эмоционально, социально.
В условиях стресса, уязвимости, начинает работать динамика привязанности. Мы невольно подаем знак тем, кто за нами ухаживает, тем, кого мы считаем более сильными. Возможно это те люди, которые могут о нас позаботиться.
В детстве для нас это было крайне важно, это самая важная привязанность, которая позволяет нам выживать.
Младенец сильно напрягается, если в условиях опасности, нет значимого взрослого. Расслабляется только тогда, когда значимый взрослый возвращается.
У динамики привязанности, есть важный аспект – специфика привязанности.
Если выразить словами, то это будет звучать так – мне нужна только мама.
В зависимости от контекста, эта фраза может меняться, в зависимости от того, кто ухаживает за ребенком.
Динамика привязанности состоит из следующих компонентов:
- болезни, угрозы, истощение побуждают искать помощь;
- уязвимость и стремление искать помощь побуждает на альтруистическое проявление заботы по отношению к другому;
- в спокойной ситуации и состоянии надежная привязанность служит базой для взаимоотношений;
- всегда нужна только мама.
Любая угроза, которую чувствует человек, запускает у него поведение привязанности. Ведь, для того, чтобы выживать нам нужны межличностные связи.
Боулби считал, что в нас заложены определенные тропинки – пути развития, и эти пути являются самовоспроизводящимися.Это в свою очередь послужило в дальнейшем важным элементом в классификации типов привязанности.
Мэри Эйнсворт разработала методологию для оценки младенцев и взрослых в течении первого года жизни. Это знаменитый тест Странная ситуация – экспериментальное пространство, где мать или отец вместе с ребенком оказываются в комнате, где присутствует исследователь. Он разговаривает с матерью, ребенок в этот момент успокаивается и начинает играть. В дальнейшем создается стрессовая ситуация для ребенка.
Стрессовая ситуация – это 3х минутная сепарация от матери. Ее просят выйти из комнаты. Для годовалого ребенка 3х минутная сепарация от значимого взрослого очень потенциально опасная ситуация.
Эйнсворт наблюдала, что происходит в этом контексте:
- практически все дети переставали играть, как только их мама выходила из комната и выражали дистресс тем, или иным способом;
- они подходили к двери и ждали там;
- когда мать возвращается через 3 минуты ребенок переживает воссоединение.
Что увидела Эйнсворт?
Она увидела 3 базовых паттерна:
- надежная привязанность,
- избегающая привязанность,
- сопротивляющаяся привязанность.
Как реагируют дети с надежным типом привязанности? Когда мать выходит из комнаты, они в сильном дистрессе, плачут. Когда мать возвращается, они продолжают плакать и здоровым образом протестуют, но мать их очень быстро может успокоить. Ребенок быстро возвращается к состоянию спокойствия и радости, и может продолжать играть.
Как реагируют дети с избегающим типом привязанности? Не выражают дистресс очень сильно, пока не было мамы. Когда мама возвращается, дети остаются рядом с мамой и постоянно на нее поглядывают, при этом по прежнему не плача и не выражая сильно дистресс.
Как реагируют дети с сопротивляющейся привязанностью? Они выражают дистресс очень сильно, сильно плачут, но при этом не успокаиваются. Родитель не может их быстро упокоить.
Что нам важно знать о привязанности?
- Привязанность не является неизменной, но воспроизводится во всех отношениях, в том числе и через перенос с терапевтом.
- Дети с надежным типом привязанности взаимодействуют с родителем, который очень реагирует на потребности ребенка.
- Дистресс – реакция родителя.
Дети с избегающим типом привязанности – у таких детей совсем другие родители. Это родители, которые отвергают ребенка или даже злятся на ребенка, если ребенок выражает дистресс. Тогда ребенку приходится подавлять дистресс, подавлять свои реакции, чтобы поддерживать отношения с родителем.
Дети с дезорганизованным типом привязанности ( сопротивляющимся) – родители непоследовательны, в один момент они реагируют на потребности ребенка, в другой момент игнорируют. Тогда ребенку, чтобы получать заботу приходится постоянно протестовать, постоянно выражать дистресс.
Эти паттерны воспроизводят себя постоянно, но они могут меняться.
Критерии во взрослом возрасте, которые могут предположить ту или иную привязанность
- если мы не в контакте со своими чувствами, скорее всего это избегающий тип привязанности;
- если мы не можем выносить свои чувства, чувства других – сопротивляющийся тип привязанности ( дезорганизованный).
Важно то, что эти типы привязанности продолжаются и сохраняются во взрослом возрасте, но ситуации могут меняться.
Дезорганизованный тип привязанности
- фигура надежной базы часто сама является источником угрозой – возникает дилемма приближаться или избегать;
- ребенок чувствующий угрозу прибегает к патологическому успокоению – диссоциация, странные позы, повторяющиеся повреждения.
Данный тип привязанности высоко распространен в семьях с неблагополучно социально экономическим положением и где много историй физического, сексуального насилия или длительного пренебрежения потребностей ребенка.
В тесте Странная ситуация, ребенок с таким типом привязанности, после возвращения матери может опираться на стегу, качаться вперед назад, и мать не знает что делать. Эту ситуацию можно назвать дезорганизованной, то есть ситуация, в которой не наблюдается какого-то конгруэнтного ( конгруэнтность –это соответствие, согласованность внутреннего содержания человека (его установок, взглядов, эмоций и чувств, состояний, переживаний) и его внешних проявлений — поведения, вербального выражения своих чувств и эмоций), последовательного паттерна поведения со стороны ребенка. Такие дети находятся в дилемме приближаться или отдаляться.
Динамика привязанности всегда запускается, когда ребенок видит угрозу, но если значимый взрослый сам является угрозой для ребенка, то ребенок оказывается в ситуации приближаться или избегать, по сколько фигура привязанности сама по себе угроза.
В клинической практике, куда дети попадают с каким-то расстройством, дети, которые страдают от насилия в детстве, дети из неблагополучных семей, процент дезорганизованного типа на много выше, это порядка 60-70%.
Роль ментализации
Предлагаю сначала разобраться, что такое ментализация и что она дает в жизни человека.
Фонаги с коллегами (1997) построили на базе исследования Мэйн (1991) метаконцепцию, в которой утверждается, что способность ребенка к исследованию психики другого человека и формированию мышления и чувствования вырастают в контексте надежных отношений привязанности. Тогда как ненадежная привязанность, напротив, подрывает способность ребенка к рефлексии и интеграции внутреннего опыта.
Ментализация – это эмоциональная восприимчивость и когнитивная способность представлять психическое состояние самого себя и других людей. Это форма социального познания, позволяющая нам воспринимать и интерпретировать человеческое поведение не сугубо внешними, материальными причинами, а внутренними состояниями, например, потребностями, целями, желаниями, чувствами, представлениями.
Ментализация – это развитие способности наблюдать за процессом своего мышления и думать о психических процессах других людей, как отличающихся от меня. Если человек не способен ментализировать, то он будет проецировать свои способы мыслить на других людей и трактовать их поведение однозначным, заранее определённым способом.
Ментализация всегда зарождается во взаимодействии двух живых объектов, и самым ранним опытом такого взаимодействия, являются отношения в диаде «мать-дитя». Если в этих отношениях мать присутствовала эмоционального, была эмоционально «включена», отражала эмоции ребенка, обеспечивала безопасность соприкосновения с окружающим миром, то и навыки ментализации будут развиты на достаточном уровне.
Простыми словами, ментализация – это способность видеть других людей как-будто изнутри, а себя словно снаружи.
В случае дезорганизованного типа привязанности, ментализация отсутствует со стороны значимого взрослого.
Как это выражается в действительности?
- “У меня было ужасное детство, мама никогда мной не занималась.”
- ” У меня было ужасное детство, мама мной никогда не занималась. Потому что у нас было очень мало денег и ей приходилось все время работать, в том числе и по вечерам. Когда она работала по вечерам, нам было очень одиноко, и маме тоже было тяжело, потому что она переживала за нас, но ей нужно было зарабатывать деньги, чтобы платить за жилье и было, что покушать.”
Как вы можете заметить, второе сообщение более богато на описание ситуации и ее анализ. Данный развернутый текст показывает высокий рефлексивной функции, то есть человек ставит себя на место собственной матери. Первый вариант сообщения связан с низкой рефлексивной функцией.
Какой же вытекает вывод из исследования и практики?
Рефлексивная функция защищает от возможного потенциального получения травмы. Если у родителей было травматичное детство, но при этом у них была высоко развита рефлексивная функция, то у таких родителей дети в тесте Странная ситуация, через 15 месяцев демонстрировали надежный тип привязанности.
При низком уровне рефлексивной функций, дети, соответственно, надежной привязанности не показывали.
И именно в ходе терапии человек начинается восстанавливаться. Постепенно его рефлексия растет, появляется больше связности в психическом материале, постепенно растет внутренняя устойчивость.