Поговорим сегодня об одной психологической защите, которая очень сильно усложняет жизнь, мешает адаптации к реальности и ставит палки в колеса, чтобы двигаться по траектории своей жизни.
Зачем это нужно делать? Контроль позволяет создать иллюзию безопасности и управлять реальностью. Поэтому человек и создал миф о возможности контролировать все. Мы стремимся контролировать все и всех. Но насколько успешен ваш контроль? Могу предположить, что избыточный контроль приводит к полной потере контроля.
Всемогущий контроль или Всемогущество
Откуда берётся излишний контроль? Из детства.
Всемогущий контроль – один из множества первичных защитных психических механизмов. Всемогущий контроль, он же феномен детского всемогущества, формируется в очень раннем возрасте, в так называемый довербальный период или можно еще сказать – в период новорожденности, раннего детства.
В самом идеальном варианте и при идеальных условиях – младенец нуждается в постоянной заботе, внимательности, материнской чуткости и понимании ею, что он хочет. Если мать реагирует должным образом на его потребности, ребенок ощущает себя в безопасности, у него начинает формироваться базовое доверие к миру, опять же, если и мать не транслирует свои страхи и переживания. Но это слишком идеально, в жизни все происходит все далеко не так.
Чаще происходит так, что базовое доверие подвергается опасности, привязанность протекает с нарушениями, мать не реагирует по первому зову младенца, что в свою очередь его достаточно сильно фрустрирует.
Младенец очень плохо переносит неопределенность и амбивалентное состояние, то мать в доступе, то она отсутствует.
Всемогущий контроль дает чувство абсолютной безопасности ребенку. Это период первичного всемогущества, когда есть некое принятие того, что ты и есть источник влияния, благодаря твоей воле или силе осуществляется некое событие. Предположим, ребенок голоден, он выражает свой дискомфорт плачем. Появляется мать, которая кормит и согревает его. Но весь этот алгоритм достижения цели еще не ясен младенцу, он воспринимает два этапа – свое желание быть накормленным, находиться в тепле и, как результат, осуществление этого желания. То есть, другими словами, с позиции младенца достаточно хотеть, чтобы получить. Этот феномен постоянно подкрепляется, если ребенок растет в любящей и заботливой среде.
Иначе происходит, когда мать не откликается на зов ребенка. Он начинает чувствовать страх. И чем чаще мать не отзывается на его потребности, не реагирует и эмоционально на ребенка, тем сильнее подкрепляется опыт негативно влияющий на будущее.
События, происходящие в младенчестве, особенно сообщения речевые, эмоциональные с социальной средой, неизгладимо отпечатываются в структурах, которые созревают в первые годы жизни.
Этот ранний опыт формирует развитие уникальной личности. ее адаптационных способностей, а так же ее уязвимости и сопротивления определенным формам патологий.
И тогда ребенку необходимо отказаться от своего Истинного Я и взрастить Ложное Я.
Ребенок взрослеет, растет и постепенно к нему приходит первое разочарование – он далеко не всесилен. Особенно в сравнении с родителями. Вот кто по-настоящему обладает властью.
Есть интересная зависимость – чем абсолютнее состояние всемогущего контроля в соответствующие периоды детства, тем выше чувство безопасности, а следовательно и более сформирована зрелая взрослая позиция в последующем, а также – выше и самооценка.
И напротив, когда в соответствующие периоды детства мир ребенка не наполнялся этим ощущением всемогущества и, как следствие, безопасности, будет существовать вероятность так называемой фиксации на той или иной стадии с соответствующими проявлениями. В том числе, и с выраженным во взрослом возрасте феноменом всемогущего контроля.
Ребенок, который не получил соответствующего отклика на свои потребности, испытывает тревогу. тревога для него непереносима. И чтобы с ней каким-то образом справиться, он начинает прибегать к контролю.
Созависимость и травма, связанная с развитием
Травма оставляет неизгладимый след в клеточной памяти и нервной системе ребенка. Дети учатся определенным образом реагировать на особые сигналы, что активирует адреналиновую стрессовую реакцию. Если, например, мать незаметно ускользает, не попрощавшись при этом со своим сыном, которого она оставляет на кого-то другого, то он может плакать и волноваться каждый раз, когда она выходит из комнаты. Это признак того, что он стал более восприимчивым к ее необъявленным отлучкам. В конечном итоге такого рода переживания отразятся в мозгу и организме ребенка, а также на его характере. Психическое здоровье взрослых зависит от этих ранних эмоциональных и родственных ощущений.
Распространенные причины, вызывающие травмы, связанные с развитием, включают в себя:
- неспособность родителей или взрослых опекунов удовлетворять потребности ребенка в заботе, защите, безопасности и эмоциональной настроенности;
- эмоциональное равнодушие, невосприимчивость или отстраненность матерей или других основных опекунов;
- постоянное невнимание к основным эмоциональным потребностям ребенка в утешении, поощрении и ласке, особенно в периоды стресса;
- неспособность родителей помочь ребенку в своевременном регулировании его эмоций;
- постоянное невнимание к потребности ребенка в физическом соприкосновении, особенно в телесном контакте;
- постоянная замена основных опекунов, которая приводит к нарушению прочной привязанности или препятствует ее установлению;
- преждевременные, повторяющиеся и слишком длительные периоды разлучения с матерью или другими основными опекунами;
- недиагностированные и/или хронические или повторяющиеся тяжелые заболевания, такие как резкие боли в животе или хронические инфекции ЛОР-органов;
- продолжительные периоды плача, когда родители не приносят утешения;
- предательство пользующихся доверием опекунов, когда взрослые используют детей для удовлетворения собственных потребностей в любви, прикосновении, эмоциональной поддержке, безопасности и защите;
- нестабильное и ненадлежащее проявление заботы о ребенке;
- хроническое состояние депрессии у матери или ее физическая болезнь в течение первых шести месяцев;
- преждевременное появление на свет и интенсивные медицинские мероприятия по спасению жизни;
- продолжительное расставание с матерью при рождении;
- прием матерью наркотиков и/или алкоголя в период беременности и кормления грудью;
- применение инвазивных медицинских методов дородовой диагностики, таких как ультразвук и амниоскопия;
- обусловленные действием лекарств схватки и роды.
Факторы, связывающие два поколения, относятся к основным причинам эмоциональных травм. Нейробиологическое исследование привязанности указывает на то, что раннее общение младенцев женского пола с матерями влияет на то, как они будут воспринимать своих детей, когда сами станут матерями. Травма, связанная с отношениями, служит основным механизмом передачи стилей воспитания и поведения от одного поколения к другому. Это также влияет на способность матери реагировать на потребности детей в эмоциональной настройке и соответствующей синхронности. Например, если женщина пережила в младенчестве продолжительные периоды сильного плача, она, скорее всего, окажется невосприимчивой к собственному ребенку во время периодов его длительного плача и крика. Взрослым трудно распознать и изменить эту передающуюся от одного поколения к другому модель пренебрежения, потому что ее источник скрыт глубоко в их психологической системе.
Возможно, самой распространенной причиной созависимости является феномен передачи свойств от одного поколения к другому, известный как реверсивный процесс. В этой ситуации родители и другие взрослые опекуны неосознанно используют детей для удовлетворения своих собственных потребностей. Вместо того чтобы взрослым заботиться о детях, дети проявляют заботу о взрослых. Взрослые мешают своим детям развивать собственные интересы и собственное «Я», а, наоборот, содействуют тому, чтобы они оставались рядом с ними и заботились о них.
Тип семей, в которых это происходит
Семьи бывают 2х типов:
- Функциональная
- Дисфункциональная, алкоголизированная семья.
Дети, которые росли родителями для своих родителей, искали пьяного отца или спасали мать от рук его, уворачиваясь от тумаков, и вытирали рвоту в три часа ночи. Закрывали двери и окна, прятали бутылки и деньги, варили обеды, врали соседям. Заботились о тех, кто должен был заботиться о них. Те детки, кто по звуку шагов в коридоре понимал, будет ли сейчас скандал, те, кто замирал как мышки, сидя под столом. Для них контроль был средством выживания. Это поведение, форму мышления они забрали с собой и во взрослую жизнь.
Признаки дисфункциональной семьи:
- Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
- Вакуум интимности.
- Замороженность правил и ролей.
- Конфликтность во взаимоотношениях.
- Недифференцированность Я каждого члена (Если мама сердится, то сердятся все).
- Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной.
- Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
- Склонность к полярности чувств и суждений.
- Закрытость системы.
- Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам.
✳️ Некоторые из них:
- взрослые — хозяева ребенка;
- лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно;
- родители держат эмоциональную дистанцию;
- воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Признаки функциональной семьи:
- Проблемы признаются и решаются.
- Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
- Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
- Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.
- Родители делают то, что говорят.
- Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
- В семье есть место развлечениям.
- Ошибки прощаются, на них учатся.
- Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.
Очень часто дисфункциональные семьи формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости, на основе которой, в дальнейшем человек строит все свои взаимоотношения.
Отсюда вытекает такая особенность, как направленность вовне, что в свою очередь включает:
☑️ полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо представляют, как другие должны к ним относиться.
☑️ постоянно себя критикуют, но не переносят, когда их критикуют другие. В этом случае они становятся самоуверенными, негодующими, гневными.
☑️ не умеют принимать комплименты и похвалу. Это может даже усиливать чувство вины. В то же время может портиться настроение из-за отсутствия такой мощной подпитки своей самооценки, как похвала, словесные поглаживания.
☑️ в глубине души не считают себя достаточно хорошими людьми. Они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют себе развлечения.
☑️ говорят себе, что ничего не могут делать как следует из-за боязни сделать ошибку. В сознании и лексиконе доминируют многочисленные я должна, ты должен, как я должна вести себя с моим мужем?
☑️ помощь другим строится так же на низкой самооценке, т к человек не верит, что может быть любимым и нужным. Пытается заработать любовь и внимание других и стать в семье незаменимым.
☑️ компульсивное желание контролировать жизнь других. Они верят, что в состоянии контролировать все. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю.
☑️ попытка взять под контроль практически неконтролируемые события часто приводит к депрессиям.
☑️ невозможность достичь цели в вопросах контроля, человек рассматривает как собственное поражение и утрату смысла жизни.
☑️ желание заботиться о других, спасать других основано на убежденности в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за судьбу.
☑️ они берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственны в отношении собственного благополучия (плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не удовлетворяют собственных потребностей).
☑️ делают и то, что не хотят делать. Говорят да тогда, когда хотелось бысказать нет, делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. Удовлетворяют нужды своих близких, когда те не просят об этом и даже не согласны, чтобы они это для них делали.
Кто такие созависимые? Это взрослые дети алкоголиков, наркоманов, хим зависимых.
Где норма одному спасать вечно другого, где из состояния беспомощности другой не выходит в принципе. Где жертва симпатизирует своему насильнику. Где избегание – норма решения всех вопросов и проблем.
Что делать? Идти в терапию. Нельзя ломать психологические защиты, их необходимо исследовать, говорить о том опыте, в котором приходилось жить, как-то справляться, ведь необходимо было ВЫЖИТЬ.
Постепенно, шаг за шагом, естественным образом произойдет отказ от обращения к этой защите и только тогда появится вариативность жизни, повысится адаптивность ко многим происходящим ситуациям в жизни.
Только так возможно Вырасти и стать тем самым Взрослым, который станет на защиту тому маленькому мальчику или девочке, и им больше не придется ВЫЖИВАТЬ. Взрослый возьмет все в свои руки, а внутреннее дитя наконец-то выдохнет и расслабится.
Необходимо отгоревать весь тот период, когда приходилось брать в се в свои маленькие, детские ручки.
Горевать – это всегда Взрослеть.
Парадокс в том, что именно через развитие навыка Принятия реальности– осознавать конечность своих возможностей,сил, ресурсов, происходит расширение внутреннего контейнера, благодаря которому можно ВЫДЕРЖИВАТЬ, а не терпеть.
Так происходит РОСТ и отказ от всемогущества.