Чтобы построить здоровые отношения полезно осознать, насколько близки вам эти люди, велико ли их влияние на вас и ваша степень ответственности за них.
Впрочем, все это — близость, влияние и ответственность — обычно бывает взаимным, двусторонним.
Когда мы на кого-то влияем, этот кто-то может в равной степени влиять на нас. Мы берем за кого-то ответственность, и кто-то в какой-то мере за нас тоже несет ответственность.
“Я у себя первый”. Только при том условии будут ладиться и взаимоотношения и дела, если человек у себя первый. Это означает, что он сам несет за себя ответственность, он сам влияет на себя и находится в близких, гармоничных взаимоотношениях с собой.
Предлагаю выполнить простое и одновременно сложное упражнение, автором которого является Мэрилин Мюррей “Круги ответственности, близости и влияния”.
Попробуйте с карандашом в руках поразмышлять, кто вам ближе, кто дальше.
Воспользуйтесь ниже приводимой инструкцией и рисунком.
Существует несколько вариантов применения упражнения. Но сегодня будет только один.
- В нём требуется расположить людей, с которыми у вас есть отношения, по кругам в зависимости от близости (интимности), ответственности и влияния. Очень важно при этом осознавать, в каком круге находитесь вы у себя сами.
Заполните крути так, как вы чувствуете эмоциональную дистанцию с другими.
Это может выглядеть примерно следующим образом:
Расшифровка ответов:
⭕ Круг 1
В этом круге только Вы и высшие силы.То , что дает вам вдохновение для жизни и творчества. Здесь ваши сокровенные желания, ваши принципы, ваше самоуважение, все только ваше. Если вы помещаете сюда другого человека( возможно, это муж , ребенок, мама), то вы снимаете ответственность за свою жизнь с себя и возлагаете ее на других людей, вы перестаете управлять своей жизнью. Присутствие в этой сфере другого человека – свидетельство прочного слияния с этим человеком. Последствием этого может стать возникновение созависимости с этим человеком.
⭕ Круги 2а
Эта сфера для родителей (если речь идет о ребенке) или для любимого человека или спутника жизни.
В этом кругу возможно нахождение только одного любимого человека. Эта сфера интимна, в ней присутствуют *ексуальные отношения – самые близкие на физическом, эмоциональном и духовном уровне.
Если сейчас у вас нет такого человека, значит, этот круг пуст.
Если в этом круге находятся дети, родители, друзья, такие отношения нестабильны и дисфункциональны. Это не значит, что там есть *екс. Это значит, что эти люди в эмоциональном плане становятся не на свое место и тогда возникает непонимание, скандалы, ссоры, хаос, измены, ревность…
⭕ Круг №2б
Родные братья и сестры (если речь о ребенке) или несовершеннолетние дети, живущие с родителями.
Могут быть очень болезненные ситуации, когда кто-то уходит из этой сферы или когда человек включает кого-то в этот круг, сам, не будучи включен в сферу этого человека (или наоборот).
Также возникают негативные эмоции, когда в этом ближнем круге присутствует больше одного взрослого человека (к примеру, родитель, любимый человек, супруг/супруга, взрослый или ребенок).
⭕ Круг 3
Эта сфера для очень близких родственников и друзей, которые готовы выслушать, посочувствовать, которым не страшно открыть свою душу. В этом кругу человек может быть самим собой, живет с ощущением полной безопасности, как душевной, эмоциональной, так и физической.
⭕ Круги 4, 5, 6 и тд.
Это сферы влияния.
Родственники, друзья, коллеги по работе и т.п.
В зависимости от частоты, с которой вы контактируете с этими людьми, вы помещаете их в соответствующий круг.
В эти круги также можно включить работу, животных и т.п.
Вы сами отвечаете за то, чтобы строить ваши отношения с людьми соответственно тому, в каком круге они находятся.
Способность человека повлиять на вас, вызвав при этом либо радость, либо боль, определяется тем, к какому кругу он принадлежит. Чем ближе к вам круг, тем сильнее влияние.
Как разобраться с теми, кто входит в круги 2 и 3?
- Отношения с этим человеком безопасны?
- Готов (а) ли я рядом с ним оставаться ранимым и уязвимым человеком?
- Доверяю ли я этому человеку?
- Честен ли со мною этот человек?
- Носят ли отношения с этим человеком односторонний характер?
- Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
- Уважаем ли мы друг друга?
- Заботимся ли друг о друге ?
- Идут ли эти отношения на пользу обоим?
- Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
- Радуется ли этот человек возможности побыть со мной?
- Показывает ли этот человек, что ему приятно меня видеть?
- Могу ли я рядом с ним оставаться “Естественным ребенком”?
- Этот человек меня подбадривает и побуждает меня к тому, чтобы при нем я был(а) “Естественным ребёнком”?
- Рядом с этим человеком я доволен (а)/расслаблен (а) или ощущаю напряжение/тревогу?
- Интересны ли мы друг для друга?
- Какова история наших отношений? Делили ли мы друг с другом в течение продолжительного времени радость/ грусть/интересы ?
- Какие у нас есть общие интересы?
- Есть ли у нас общие ценности ?
- Как часто мы общаемся?
- Что означает быть “Естественным ребёнком”?
Естественный ребёнок – ребёнок, который способен проживать любые чувства — как “приемлемые”, так и неприемлемые”, и отрицательных сторон не имеет.
Это наша внутренняя часть, которая является хранилищем всех наших творческих способностей, спонтанных и ярких эмоций.
ЕР — это ваша душа. Это изначальная природа.
Нашли себя?
Уделите особое внимание 1- му кругу.
Дополнение – обязательно учитывайте свои состояния и ощущения.
Для вас может быть ок иное.