Практически каждый хотя бы раз смотрел всеми известный фильм “Любовь и голуби”. Кто-то его любит , а кто-то ругает.
Это советская лирическая трагикомедия, снятая в 1984 году на киностудии «Мосфильм» режиссёром Владимиром Меньшовым по сценарию, написанному театральным актёром Владимиром Гуркиным.
Не буду пересказывать весь фильм, остановимся подробнее на главных героях.
Предлагаю вспомнить краткий видео обзор, кто возможно забыл о чем фильм
Надежда Кузякина, муж Василий, Раиса Захаровна.
Рассматривать героев буду с позиции – структура личности, основной ведущий конфликт.
Надежда Кузякина
Интересный отрывок, отражающий взаимоотношения мужа и жены смотрите здесь.
Надежда во всем контролирует своего партнера. В фильме представлены типичные созависимые паттерны поведения. Образ Надюхи в фильме представлен в роли мамы для всех. Она заигралась и не вышла из этой роли.
Потребности Василия в контроле со стороны нет, но при этом он выполняет все,что ему говорят. Периодически не выдерживая, его импульсивность прорывается и проявляются в покупке голубей, которые служат ему параллельно отдушиной. Посмотрите с какой нежностью он к ним относится. Голуби являются и причиной постоянных скандалов.
Их взаимоотношения напоминают отношения мамы и сына, детско-родительские.
Структура личности Надежды – верхний пограничный уровень, проглядываются черты зависимого характера, в частности мы видим избегающее поведение и тревожные процессы, а это:
– стремление казаться идеальной матерью
– дистанцирование и холодность
– реагирование на критику – измена с другой сильно ударила о своем представлении о себе
– резкость и гневливость,как защитные реакции психики
Основной конфликт Надюхи – подчинение и контроль согласно ОПД – 2.
Конфликт Подчинение – Контроль. Основная суть:
Контроль себя и других является основой человеческих потребностей. В этом конфликте внимание акцентируется на людях, для которых центральным мотивом становится доминирование над другими, или же их подчинение.
В активной форме конфликт проявляется через жажду доминирования, в основе страх быть контролируемым. Потеря власти проживается кау гроза. В пассивной форме проявляется как подчинение с ощущением раздражения. Само переживание подчинения ощущается как ущербность и стыд.
Семья/Партнерство
Активная форма:
Независимость усилена до агрессивности, которая сочетается с желанием устроить все согласно своим интересам и идеям. Собственные правила не рассматриваются как проблема ( Что я скажу, то и будет).
В отношениях с партнером такую форму можно просмотреть или принять за внешнюю доброту или мудрость (Другие без меня не справятся).
Тк у Надежды конфликт подчинение – контроль, то свободу себе муж добывает через импульсивные срывы и уход в алкоголь, измена.
Муж Василий Кузякин
Отрывок, как он расстается с Раисой Захаровной можно посмотреть тут
Структура личности Василия – верхний пограничный, так же отмечается импульсивность. Это заметно по тому, как он то не употребляет алкоголь, а потом происходит срыв. Срыв так же произошел и на курорте.
Основной конфликт Василия – конфликт вины и конфликт автономия/ зависимость по ОПД -2.
Конфликт вины. Основная суть:
Чувство вины возникает, когда человек реально или предположительно причиняет боль другому, или ущемляет чьи-то интересы. В контексте конфликта чувство вины возникает между эгоистическими и социальными тенденциями. Каждое посягательство и каждое нарушение социальных тенденций проявляется через чувство вины. Такие нарушения могут быть мотивированы эгоцентризмом, эгоизмом, а также стремлением к независимости и самодостаточности.
Пассивная форма конфликта:
У людей с преобладанием пассивной формы, всегда наготове оправдания для себя и других. Они демонстрируют покорное, чрезмерно адаптивное и самоотреченное отношение. Благодарность или извинения могут парадоксально вызвать увеличенную самокритику или самообвинения.
Родительская семья:
Они чувствуют ответственность за семейные проблемы и трудности принимают на себя, они готовы много делать для семьи.
Семья и партнерство:
Присутствует склонность принимать обвинения, прощать партнера и детей, и в тоже время винить себя или даже вспоминать ситуации, в которых он автоматически выставляет себя виноватым. Поведение характеризуется подчиненным или даже покорным поведением.
Конфликт Автономия/ Зависимость. Основная суть:
Тема автономия/ зависимость имеет дело с такими аспектами как “быть самому по себе/ быть способным вместе с другими”.
Пассивная форма конфликта:
Человек стремится установить очень близкие отношения практически любой ценой. Ответственность и независимость избегается, желания человека подчинены реальным или выдуманным интересам значимых других, чтобы не подвергать опасности отношения. Конфликты и свои потребности упрощаются и игнорируются. Самовосприятие характеризуется слабостью и зависимостью от других.
Родительская семья:
Есть психологическая установка “не взрослеть”с преобладанием детской позиции в понимании себя и в том, как он ведет реальные отношения.
Семья и партнерство:
Добровольно принимает подчиненную позицию, которую он оберегает, выбирая подходящего партнера и соответствующую форму отношений. Он передает ответственность партнеру.
Как мы видим по фильму, Василий временно пытается отделиться от Надежды, сепарироваться от образа мамы. Произошла актуализация эдипальной истории и был совершен поиск точно не мамы, где нет материнского компонента полностью.
Раиса Захаровна
Одинокая женщина, из городской среды. Представляется Василию совершенной и невероятной женщиной. Материнство совершенно не отражается в ее личности. Отношения были установлены по типу равный – равный.
Структура личности Раисы Захаровны – верхнийпограничный уровень, присутствуют нарциссические и истероидные черты.
В начале знакомства было пренебрежение по отношению к Василию, дистанцированность. Василий же восхищался. Она недоступная для него. Птица высокого полета. Она работает руководителем, дома -идеальная чистота. Присутствует зацикленность на своем внешнем виде.
Когда Василий ее бросил, проявилась нарциссическая ярость. Василий не выдержал таких напряженных отношений.
Основной конфликт Раисы Захаровны – конфликт самооценки по ОПД -2.
Активная форма:
В активной форме у человека заметно усиленна самоуверенность в отношении других как попытка справиться со страхом или реальным кризисом самооценки. Люди на первый взгляд выглядят самоуверенными, но чувство небезопасности вскоре становится заметным. Ведущий аффект выражается как раздражение или гнев ( нарциссическая ярость), когда позитивно – нарциссический образ себя становится под сомнения.
Семья и партнерство:
Отношения и выбор партнера служат я-объектами в основном для стабилизации самооценки. Отношения формируются таким образом, чтобы сделать себя объектом восхищения, или сделать партнера очень достойным восхищения ( в надежде добавить себе ценности, ассоциируясь с партнером). Постоянное обесценивание партнера может служить возвышению собственного профиля – Не знаю, что я делаю, ввязываясь во что-то типа того.
Тело/Сексуальность
Имеют чрезмерно сильную тенденцию сделать тело более молодым, красивым и привлекательным, чтобы скомпенсировать ощущаемую или иногда реальную слабость. В контексте спорта культ тела. Старение ведет к проблемам и вызывает компенсаторное поведение.
Сразу дополню, что данная информация содержит лишь гипотезы, а не утвердительные заключения.
В целом, можно сказать, что главные герои фильма “Любовь и голуби” сильно отличаются друг от друга по своей структуре личности. Их взаимоотношения сформированы на основе разных конфликтов: подчинение-контроль, конфликт вины и конфликт самооценки. Сложные взаимодействия между героями порой приводят к конфликтам и неоднозначным ситуациям, но в целом фильм остается популярным и интересным для просмотра.